Что Вы можете найти на моем сайте.
Признательность за сотрудничество.
Если Вы желаете знать, у кого я учился, и кто мне помогал тем или иным образом.
Я не хочу произносить дежурные слова благодарности, но, безусловно, есть много людей, которые оказывали мне большую поддержку. Иначе и быть не могло - я же не в пустыне жил и живу! У кого-то учился, с кем-то работал... Разумеется, вспомнить всех не представляется возможным: некоторые встречи носили эпизодический характер, далеко не каждый имел отношение к моей непосредственной деятельности, а кое-кто враждебно ко мне относился и продолжает относиться (неэтично их вообще упоминать). Поэтому, здесь Вы прочитаете о тех только, кто оставил наиболее глубокий след в моей памяти (а также о некоторых событиях). Это прежде всего:
- Мои дорогие учителя из 183 специализированной школы с углубленным изучением английского языка (г. Ленинград). Много лет прошло уже с той поры, но до сих пор я храню в памяти теплые воспоминания о том времени, о первом, наивно-трогательном восприятии некоторых чудес окружающего мира, о том, что именно тогда я получил ПЕРВЫЙ ТОЛЧОК, ПЕРВЫЙ ИМПУЛЬС, который ведет меня на протяжении всей моей жизни и который позволил мне добиться сегодняшних результатов. Отличные знания английского языка, конечно же, всегда остаются востребованными. Но самыми важными для меня стали те знания об окружающем мире, которые я получил в процессе индивидуальных факультативных занятий (1981-1985гг.) с преподавателем физики, Галиной Ивановной Савкиной. А сама Галина Ивановна училась у одного из самых выдающихся физиков в мире. Это был профессор Пулковской обсерватории, доктор физико-математических наук, Николай Александрович Козырев. Тот самый Козырев, которого в годы сталинских репрессий приговорили к расстрелу за то только, что он в присутствии провокатора не согласился с высказыванием Ф. Энгельса о том, что "Ньютон - индуктивный осел". Тот самый Козырев, который много лет занимался поисками неизвестных источников энергии. Тот самый Козырев, предметом докторской диссертации которого (''Источники звездной энергии и теория внутреннего строения звезд'') стало доказательство удивительного факта: одних только термоядерных реакций совершенно недостаточно для обеспечения активности звезд (в том числе - и Солнца!) в течение миллиардов лет их существования. Тот самый Козырев, который, основываясь на своей теории ВРЕМЕНИ (''Причинная или несимметричная механика в линейном приближении''), показал, что любое достаточно крупное небесное тело (в том числе - и Луна) не может быть полностью остывшим; и через некоторое время это предсказание было подтверждено открытием вулканических процессов на разных небесных телах - от Луны до спутников Юпитера. Тот самый Козырев, который считал само ВРЕМЯ обычным физическим явлением, физической реальностью и, более того, создал и развивал только что упомянутую Теорию Времени. Тот самый Козырев, наконец, который в своих работах касался непосредственной связи ВРЕМЕНИ, ЭНЕРГИИ и ОРГАНИЗОВАННОСТИ в природе. И это - самое основное, фундамент из фундаментов для построения интеллектуальных систем. Разумеется, я не стану раскрывать всех своих секретов, НО! - по моему глубочайшему убеждению совершенно невозможно создавать качественные системы искусственного интеллекта, ограничиваясь только математикой и логикой в отрыве от законов реального мира, не используя при этом хотя бы самые поверхностные знания о физической и философской картинах окружающей нас реальности. Нет никакого искусственного интеллекта без СОЗНАТЕЛЬНОГО применения принципов и процессов ОРГАНИЗАЦИИ и САМООРГАНИЗАЦИИ в любой интеллектуальной системе. К сожалению, многое из наследия Козырева оказалось забытым и невостребованным. Хотя, совсем нельзя исключить и того, что над сформулированной им проблематикой активно трудятся засекреченные военные лаборатории как в России, так и за рубежом...
Примерно в это же время я познакомился с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), некоторые из принципов которой, по аналогии, были применены при создании интеллектуальной компьютерной программы Партнерская Система ЗОРАН. Увы! К величайшему моему сожалению, здесь я учился только по книжкам и статьям в газетах и журналах, да на факультативах у Галины Ивановны. Очных контактов ни с автором ТРИЗа ни с его учениками у нас не было. Кстати, сначала ТРИЗ назывался АРИЗом (Алгоритмом Решения Изобретательских Задач - до тех пор, пока он не стал теорией). К сожалению, и ТРИЗ не находит для себя повсеместного применения в наши дни. А ведь он является, как и многие другие фундаментальные работы, ярчайшей иллюстрацией концепции Информационных Обобщений (в моей трактовке), на которой основывается и моя концепция искусственного интеллекта, и моя научная работа, посвященная методу построения нормализованной реляционной модели...
- Мои дорогие учителя из Северо-Западного Политехнического Института (теперь - Технический Университет). Примерно 50 процентов из тех, к кому я обращался с предложениями о сотрудничестве, еще до презентации Партнерской Системы ЗОРАН начинали, почему-то, так вкрадчиво и ехидненько меня спрашивать: "А какое у Вас образование?" или (в различных каверзных вариантах; подробнее - в следующем пункте) "А где и у кого Вы учились?". Такие вопросы мне задавали во многих местах: и в Комитете Здравоохранения, и в Комитете Экономики и Промышленной Политики, и в РОНО, и в ВУЗах, и в школах, и на промышленных предприятиях, и в коммерческих структурах. Поймите меня правильно. Я с удовольствием готов ответить на эти вопросы, также, как и на многие другие. Но тогда только, когда ищутся новые возможности, а не поводы для отказа. Я же не спрашиваю с порога, какое образование у моего собеседника, и соответствует ли оно занимаемой им должности (да и сколько всего наших сограждан работают по специальности?). Вообще же, такой вопрос из разряда вопросов собеседования при приеме на работу, а не при проведении демонстрации возможностей новой компьютерной программной технологии. Кое-кто из моих знакомых занимался (занимается) деятельностью по продвижению бухгалтерских и информационно-правовых компьютерных программ. Так вот, у них за много лет на презентациях никто и никогда не спрашивал об их образовании. А лично мой опыт в настоящее время говорит о том, что все интересующиеся, прежде всего, моим образованием, а не возможностями Партнерской Системы ЗОРАН, НИКОГДА не станут моими клиентами. Поэтому их всех я тут же спрашивал в ответ: "Разве мое образование имеет принципиальное значение? Я ведь прошу Вас ознакомиться с моей разработкой, а не моим образованием! Продукт должен говорить сам за себя, и не важно, кем он создан: инженером, конструктором, доктором наук, академиком или изобретателем-самоучкой.". Мне тут же отвечали: "Нет-нет, никакого значения это не имеет! Но все же, где и кого Вы учились?". Доходило до самых настоящих трагикомедий. Одна такая "вопросительница", кандидат наук, доцент, преподаватель экономики ПОЛЧАСА! выясняла, имею ли я образование по каждой из дисциплин, на стыке которых была создана Партнерская Система ЗОРАН. Эта женщина задала все "каверзные вопросики", перечисленные в следующим пункте, а также спросила о многом другом, не относящемся к презентации. Я был стоически терпелив, хотя сразу понял, что ничего тут не получится. И был вознагражден, когда моя собеседница опозорила саму себя (прямо как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла!), проявив удивительную для профессионального пользователя компьютера безграмотность. Она вполне искренне считала, и студентам своим говорила, что электронные таблицы Exel от фирмы Microsoft (как и все остальные программы!?) САМИ составляют все необходимые расчетные формулы. Просто достаточно ввести любые данные в табличку, нажать на кнопочку, и таблица сразу же выдаст результат по сгенерированной этой же таблицей формуле. И невдомек, что формула-то была заранее составлена применительно к конкретной решаемой задаче и только потом заложена в таблицу другим человеком. На этом самом месте я понял, что либо из меня пытаются сделать идиота, либо моя собеседница сама такая, причем совершенно не стесняется своего поведения; а в презентации ведь принимал участие еще и заведующий кафедрой информатики ее же ВУЗа. Пришлось в очень мягкой и корректной форме восстановить истину. Как же иначе? Одной из самых важных особенностей Партнерской Системы ЗОРАН, в сравнении с другими компьютерными программами, является как раз то, что именно ЭТА СИСТЕМА САМА составляет расчетные формулы, а затем на их основе проводит вычисления. Ура! Истина восторжествовала. Но тут я же и оказался виноватым, поскольку не имею никакого права учить ученого - кандидата наук. О времена! О нравы!
А еще меня спрашивают, почему я считаю своих учителей самыми лучшими учителями, звездами первой величины. Потому что других таких блестящих, высококвалифицированных специалистов, отличных теоретиков и выдающихся практиков в то же время, я не только никогда не встречал, но даже и не читал о таких. А читал я не мало. Немногие могут похвастать таким объемом. Сейчас расскажу поподробнее. Это был 1996 год. Во многих сферах жизни царили анархия и хаос, бардак и беспредел. Многие организации не выдерживали и либо исчезали либо значительно сокращали свою деятельность. Была одна такая контора и в Санкт-Петербурге, а может - и сейчас еще есть. Называлась НТПО "Ленсистемотехника". Так вот, там ликвидировали научную библиотеку. Ну как ликвидировали: собрали все книги, и переместили на грязный чердак. А помещение библиотеки, наверное, сдали в аренду - обычная история (хотя я и не знаю точно). Так вот, по контактам через Фонд "Человек Будущего" мне, вместе с друзьями, удалось получить доступ к этой "чердачной" библиотеке. Ну, что сказать. За три с небольшим месяца я просмотрел все книги (несколько тысяч!!! штук). Мне до сих пор становится очень-очень-очень грустно, когда я вспоминаю стопки научных книг, сиротливо лежащих в толстом слое ржавой пыли. Об их дальнейшей судьбе я ничего не знаю - вскоре нам всем отказали в пропуске. Наверное, книги окончательно выбросили на помойку, а чердак сдали, опять-таки, в аренду.
Думается, что эти три месяца эквивалентны 4-5 годам неторопливого просиживания в Публичке или БАНе. Так что я прекрасно осведомлен о том, кто, что и в каком качестве издавал в России в 1960-1995 гг. по моей тематике (в том числе и переводные издания). И не надо мне только говорить, что в НТПО "Ленсистемотехника" собрание было неполным - ходил я и в Публичку, рылся в каталогах, но ничего принципиально нового так и не обнаружил! Ну, а судя по походам в книжные магазины в 1993-2003 гг., в сфере моделирования интеллектуальной деятельности царит настоящий застой. Ни одной революционной работы! В основном, пережевывание уже давно известного. Да изредка только новые идеи появляются.
Итак, в основном, мои институтские учителя работали на кафедре системотехники и ЭВМ. До сих пор я считаю, что эта кафедра была одной из самых сильных кафедр в СССР, да и не только. В том числе и потому, что ее преподавателями была создана научно-практическая разработка СУБД DB ORD (объектно-реляционная модель!), эксплуатируемая в настоящее время не только в России, но и за границей. Создать же реальную СУБД - дело очень и очень тяжкое. Прежде всего нужно провести тщательнейшую научную проработку вопроса, а затем затратить сотни, если не тысячи человеко-часов на практическую реализацию и отладку. Приличных СУБД - считанные единицы во всем мире (если не считать не полностью реализованные системы). К примеру, Microsoft Access может быть отнесена к числу СУБД с очень большой натяжкой, так как процессу нормализации отношений в ней уделено совершенно недостаточное внимание. Ну а сейчас попробуйте вспомнить хотя бы парочку реальных универсальных СУБД российского производства. Вспомнили? А может, их, как морковок на грядке? А вот и нет! И все потому, что теория - это только теория. Очень часто она оторвана от практики труднопреодолимым барьером (например, теория термоядерного синтеза и ее практическая реализация в виде управляемой термоядерной реакции). Поэтому очень редки такие случаи, когда ученые (при нашем мизерном финансировании!) - не только ученые, но и практики, которые в состоянии реализовать хотя бы чужую научную теорию (не говоря уже о своей собственной!) в виде готового коммерческого продукта. И совершенно не в счет те случаи, когда инженер-прикладник реализует то, что уже бывало неоднократно реализовано задолго до него. В общем, даже на Западе, где в научные исследования вкладывают миллиарды долларов!!!, научные сенсации происходят не часто.
А теперь я призываю вдуматься: "Что такое Система Искусственного Интеллекта"? Ответ очевиден!!! Это прежде всего СИСТЕМА! Ну не может математик, даже будь он величайшим из гениев всех времен и народов, создать рациональную техническую СИСТЕМУ, если он ничего не знает ни о теории систем, ни о системотехнике; и, тем более, если он не владеет методиками и принципами системного анализа и системного подхода. Ну не верю я, что это может быть проделано интуитивно. Человек - это все же ограниченное существо. Вот и сам я пошел прежде всего учиться туда, где мог получить такие необходимые для меня знания. И учился. В 1987-1988 гг. - на подготовительном отделении. В 1988-1994 гг. - получал высшее образование. В 1994-1996 гг. - занимался в аспирантуре. Диссертация так и осталась недописанной. Пришлось уйти из-за крайне тяжелых семейных обстоятельств. О чем до сих пор я очень и очень жалею. Но моя научная деятельность продолжалась. И думаю, что мои учителя могут мной гордиться. Далее Вы можете ознакомиться с их именами:
- Николаев Владимир Иванович. Доктор технических наук. Профессор. Заведующий кафедрой системотехники и ЭВМ. Делился знаниями по теории систем и системотехнике. К моменту моего зачисления в аспирантуру ушел на заслуженный отдых.
- Анкудинов Георгий Иванович. Доктор технических наук. Профессор. Кафедра системотехники и ЭВМ. Делился знаниями по теории цифровых автоматов. К моменту моего зачисления в аспирантуру был избран заведующим кафедрой системотехники и ЭВМ. Согласился стать моим научным руководителем, и был им на протяжении двух с половиной лет. Курировал мою диссертационную работу по теме: "разработка метода построения прогнозирующих интеллектуальных систем". Кстати, на основе разработанного мною метода были созданы две КОММЕРЧЕСКИЕ прогнозирующие интеллектуальные системы: "Бизнес-Прогноз" (написана на языке программирования Turbo Pascal V. 6.0 фирмы Borland) и Партнерская Система ЗОРАН (написана на языке программирования Visual C++ V. 5.0 с библиотекой классов MFC фирмы Microsoft). Для "Бизнес-Прогноза" я, в рамках профессиональной деятельности (будучи директором по научной работе), выработал концептуальную постановку, сгенерировал пару десятков идей и осуществлял общее руководство всем процессом создания. Партнерскую Систему ЗОРАН я создавал самостоятельно (получив, правда, некоторую техническую и информационную поддержку со стороны), от теории - до написания программных модулей и оформления примеров решения задач. Георгий Иванович продолжает заниматься научной и учебной деятельностью.
- Гутнер Лев Михайлович. Доктор философских наук. Профессор. Заведующий кафедрой философии. Делился философскими знаниями. Кстати, для начала работы над проблематикой искусственного интеллекта требуется, прежде всего, ее философское осмысление.
- Арефьев Игорь Борисович. Доктор технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Делился знаниями по вычислительным комплексам, системам и сетям, не забывая про системный подход. Продолжает заниматься научной и учебной деятельностью.
- Петухов Олег Александрович. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Заместитель декана профильного Факультета Информатики и Систем Управления (ФИСУ). Делился знаниями по системам массового обслуживания и системам искусственного интеллекта. Мой первый преподаватель по экспертным системам. Продолжает заниматься научной и учебной деятельностью.
- Феоктистов Александр Григорьевич. Кандидат экономических наук. Заведующий кафедрой Макроэкономики и Права. Делился экономическими знаниями.
- Копейкин Михаил Васильевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Делился знаниями по информационному обеспечению ЭВМ. Один из создателей СУБД DB ORD (см. выше). Мой первый преподаватель по теории баз данных. Стал научным руководителем моей дипломной работы по теме: "разработка метода построения нормализованной реляционной модели". Метод отличался не только новизной (впервые на практике были проверены некоторые положения моей концепции Информационных Обобщений), но и крайне низкой вычислительной сложностью. Кстати, на основе этого метода был создан макет программной системы для автоматической нормализации в 4НФ (четвертую нормальную форму) любой заданной реляционной схемы данных. Созданный макет я назвал НОРМАЛИЗАТОРОМ. Он был написан на языках программирования СУБД Clipper V. 5.0 фирмы Nantucket и Turbo C V. 2.0 фирмы Borland. К величайшему сожалению, мне пришлось оставить работу над теорией реляционных баз данных в связи с практически повсеместным отсутствием интереса к данной проблематике в то время. Макет НОРМАЛИЗАТОРА так и остался макетом. А интересная научная тема, как и многие другие, отсутствием финансирования была задушена в зародыше. Все то, что я успел создать, разумеется, у меня осталось в сохранности. Может быть, когда-нибудь эти исследования и окажутся востребованными. Я же, в конце концов, занялся прогнозированием. А Михаил Васильевич продолжает заниматься, помимо научной и учебной деятельности, распространением в России СУБД DB ORD.
- Кимашева Раиса Александровна. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Мой первый преподаватель по программированию. Делилась знаниями по искусству программирования. Одна из создателей СУБД DB ORD (см. выше). Уехала в Финляндию на ПМЖ. Продолжает заниматься научной деятельностью.
- Матюхин Сергей Анатольевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Мой первый преподаватель по системному программированию. Делился знаниями по искусству системного программирования. Уехал за границу в длительную командировку.
- Осмоловский Леонид Григорьевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Мой первый преподаватель по логическому программированию. Делился знаниями по искусству логического и системного программирования. Один из создателей СУБД DB ORD. Уехал в Израиль на ПМЖ. Перевел там СУБД DB ORD на иврит. Активно пользуется этой системой. Продолжает заниматься научной деятельностью.
- Жернак Александр Николаевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Мой первый преподаватель по искусственному интеллекту, а также по практическому написанию компиляторов и разработке АРМов. Делился знаниями по этой проблематике. Продолжает заниматься научной и учебной деятельностью.
- Чалов Дмитрий Васильевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Мой первый преподаватель по теории систем и системотехнике. Делился знаниями по этой проблематике. Продолжает заниматься научной и учебной деятельностью.
- Петров Анатолий Александрович. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Делился знаниями по системному подходу. Продолжает заниматься научной и учебной деятельностью.
- Назаров Виктор Николаевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра математики. Делился знаниями по высшей математике. Ушел из института, когда я был еще на третьем курсе.
- Брук Виктор Моисеевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Делился знаниями по прикладной математике. Уехал в США на ПМЖ. Продолжает заниматься научной деятельностью.
- Коготкова Наталья Шабсаевна. Кандидат экономических наук. Доцент. Кафедра экономики. Делилась знаниями по рыночной экономике, а также по организации деятельности предприятия. Продолжает заниматься научной и учебной деятельностью.
Вот такой вот солидный список реальных ученых получился. И он еще не окончательный. Будут и другие имена. И далеко еще не все учителя вошли в него - только те, у кого есть ученая степень и без знаний которых я вряд ли смог бы состояться профессионально.
- И вновь мои дорогие ученые-учителя, и уже не только из Северо-Западного Политехнического Института (СЗПИ). Которые не только выучили меня, но продолжают до сих пор "прикрывать" своим авторитетом от всяких разных "каверзных вопросиков" (в предыдущем пункте я уже касался этой темы):
- "Да был ли у Вас хотя бы один-единственный учитель - реальный специалист по искусственному интеллекту, интеллектуальным СУБД и экспертным системам"? Разумеется, был! И не один! Ознакомьтесь, пожалуйста со следующим списком:
- Кондратьев Сергей Леонтьевич. Доктор технических наук. Профессор. Много лет работал на оборонку, в засекреченных военных лабораториях.
Я познакомился с ним в 1994 году, когда ему было уже около 70. И, с 1994 года по 1996 год ходил к нему на лекции по искусственному интеллекту, экспертным системам и логическому программированию в Санкт-Петербургский государственный Технический Университет (СПбГТУ) - бывший ПОЛИТЕХ; к моему большому сожалению, в 1998-2002гг. руководство СПбГТУ проигнорировало все мои предложения о сотрудничестве (их было более десятка!!!).
Ну что тут сказать... Вы знаете, что такое познакомиться с ЖИВОЙ ЛЕГЕНДОЙ? Сергей Леонтьевич стоял у истоков осознания проблематики искусственного интеллекта, еще в те далекие годы, когда кибернетика была признана "буржуазной лженаукой". Он лично знал доктора наук, академика Гермогена Поспелова, а также доктора наук, профессора Дмитрия Поспелова - крупнейших авторитетов, настоящих корифеев в области моделирования интеллектуальной деятельности. Других специалистов, таких как академик Глушков, например, Сергей Леонтьевич тоже знал, но предпочитал не распространяться о некоторых вещах. Кондратьева Сергея Леонтьевича мало кто знает, поскольку его имя долгие годы было засекречено, что помешало ему достичь академических высот. Помешал также и один из известных академиков, враждебно относившийся к моделированию интеллектуальной деятельности (со слов Кондратьева С. Л.), написавший огромную разгромную статью в одну центральную газету. После этой статьи у Сергея Леонтьевича (да и не только у него) возникла масса проблем...
Общение с этим ученым - это все равно, что каждый раз соприкасаться с маленьким чудом, вдыхать воздух романтики 60-х...
Однако, здесь присутствовал не только эмоциональный, но и прагматический аспект - получение новых знаний. Сергей Леонтьевич имел проверенную практикой информацию не только о возможностях по моделированию интеллектуальной деятельности, но и о некоторых фундаментальных ограничениях. Например, очень большие палки в колеса ставит всем известная теорема Геделя о неполноте арифметики (нельзя доказать все ее [арифметики] истины, исходя из нее самой). А еще была доказана теорема Банди о невозможности моделирования интеллектуальной деятельности на вероятностном уровне. А еще была FAT-теорема Бартоломео Коско о том, что классическая математика является всего лишь частным случаем нечеткой математики!..
В общем, всех своих секретов я выдавать не собираюсь. Однако, с тех пор применение в моих практических работах классических математических моделей носит ограниченный характер.
В принципе, здесь можно было бы и остановиться, так как упоминание только о факте моего обучения у Кондратьева Сергея Леонтьевича, "реального специалиста по искусственному интеллекту, интеллектуальным СУБД и экспертным системам", уже дает объективное представление о моей фундаментальной подготовке. Но ведь были и другие учителя, те, кто учил меня задолго до Кондратьева С. Л. Так что, давайте вернемся к списку. В нем есть еще несколько замечательных имен:
- Петухов Олег Александрович. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Заместитель декана профильного Факультета Информатики и Систем Управления (ФИСУ). СЗПИ.
- Копейкин Михаил Васильевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Кимашева Раиса Александровна. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Осмоловский Леонид Григорьевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Жернак Александр Николаевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Следующий "вопросик": "А кто Вас знакомил с теорией систем, системотехникой, системным подходом и системным анализом"? Да уж! Классный вопрос! Одни его задают, а другие мне тут же говорят что-нибудь наподобие: "Молодой человек! Вы отравлены системным анализом (подходом)!". Вот уж действительно: на всех не угодишь, как ни старайся! Ну, да ладно. Посмотрите, пожалуйста, на следующие имена:
- Николаев Владимир Иванович. Доктор технических наук. Профессор. Заведующий кафедрой системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Арефьев Игорь Борисович. Доктор технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Петухов Олег Александрович. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Заместитель декана профильного Факультета Информатики и Систем Управления (ФИСУ). СЗПИ.
- Чалов Дмитрий Васильевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Петров Анатолий Александрович. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Еще один "убойный вопросик": "А программированию-то (алгоритмическому, логическому, системному, линейному, целочисленному, динамическому и т. п.) Вас кто учил"? Вот, пожалуйста! Есть такие учителя:
- Кондратьев Сергей Леонтьевич. Доктор технических наук. Профессор. СПбГТУ.
- Петухов Олег Александрович. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Заместитель декана профильного Факультета Информатики и Систем Управления (ФИСУ). СЗПИ.
- Копейкин Михаил Васильевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Кимашева Раиса Александровна. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Матюхин Сергей Анатольевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Осмоловский Леонид Григорьевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Жернак Александр Николаевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Чалов Дмитрий Васильевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. Кстати, единственный специалист, который научил всех нас (студентов) программированию на аналоговых вычислительных машинах. СЗПИ.
- Брук Виктор Моисеевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- А вот и еще один "вопросик": "Неужели у Вас есть и философское образование"? Да, есть! Я даже написал на фактологическом материале одно философское исследование касательно проявлений "разумности" в природе. Ведь если разум - уникальное явление, присущее только человеку, как до сих пор считают некоторые, то весь искусственный интеллект - это сплошная профанация, мракобесие и обман широких масс трудящихся; и его невозможно смоделировать ни сейчас ни в далеком будущем. Так вот, философское осмысление вопроса говорит о том, что интеллект, "разумность", - отнюдь не уникальное явление, и его вполне можно смоделировать. Ну, а моим учителем по философии стал (хоть и один-единственный, но зато профессор и доктор наук!):
- Гутнер Лев Михайлович. Доктор философских наук. Профессор. Заведующий кафедрой философии. СЗПИ.
- Так.. Следующий "вопросик": "У кого Вы математику-то изучали"? Увы! Увы! Читал у нас начальный курс высшей математики доктор математических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики СЗПИ, Потапенко А. А. (кажется - Александр Алексеевич, но уже не помню точно, так как 16 лет прошло). Человек замечательный. Профессионал с большой буквы. Уровень знаний и эрудиции - высочайший. Я ему, конечно, благодарен, но в последующей творческой работе начальные знания по высшей математике мне так и не пригодились; и в список учителей из-за указанной причины я это имя не включил. Потому-то в списке и нет ни одного "профильного" доктора наук. Зато мне очень пригодились знания по высшей, прикладной и кое-какой специфической математике (например - по алгебре Буля, исчислению предикатов и т. п.), которые мне дали:
- Кондратьев Сергей Леонтьевич. Доктор технических наук. Профессор. СПбГТУ.
- Анкудинов Георгий Иванович. Доктор технических наук. Профессор. Заведующий кафедрой системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Копейкин Михаил Васильевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Осмоловский Леонид Григорьевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Жернак Александр Николаевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Назаров Виктор Николаевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра математики. СЗПИ.
- Брук Виктор Моисеевич. Кандидат технических наук. Доцент. Кафедра системотехники и ЭВМ. СЗПИ.
- Наконец, последний "вопросик": "А кто Ваши преподаватели по экономике"? Тут меня ловят. Ну не учился я у профессоров. Хотел пообщаться с элитой ФИНЭКа (кажется, теперь это Университет Экономики и Финансов). Но ведь - элита. Проигнорировали, как и в СПбГТУ и в СПбГУ и во многих других вузах. Зато поучился пару лет у хороших прикладников, вот их имена:
- Феоктистов Александр Григорьевич. Кандидат экономических наук. Заведующий кафедрой Макроэкономики и Права. СЗПИ.
- Коготкова Наталья Шабсаевна. Кандидат экономических наук. Доцент. Кафедра экономики. СЗПИ.
Эти "вопросики" с завидным постоянством мне задаются вот уже в течение девяти! последних лет (1994-2003гг.). Причем я до сих пор так и не понял, какую цель преследуют те, кто их задает. Сформировать у меня комплекс неполноценности, что ли? Что, мол, есть крупные ученые, академики, занимающиеся проблематикой искусственного интеллекта; а ты-то сам откуда, дескать, взялся? Ну они бы еще подобный вопрос задали Биллу Гейтсу лет двадцать назад! Или, может быть, это просто элементарная зависть? Отвечу-ка сейчас заочно по поводу "крупных ученых". Ну да, есть академики, и есть проблема; и они взаимовыгодно сосуществуют уже лет эдак 50! А результат-то где? Сотни миллиардов вбухали в эту тему, между прочим! Даже японцы со своим вызовом всему миру 1982 года - и те опозорились! В общем, подустал я за последние годы от всех вопросов подобного типа (их гораздо больше на самом деле, просто остальные - совсем "тупые"!). И решил: пусть ответы на них присутствуют на сайте. Пусть сочувствующие моим целям доброжелатели увидят, какое у меня разностороннее фундаментальное образование. А недоброжелатели пускай попробуют найти другие уязвимые места в моей позиции.
- Все те, кто сотрудничал со мной в 1993-1998гг. Их очень, очень много, однако здесь упомянуты лишь те, кто, опять-таки, оставил наиболее глубокий след. Это:
- Пужикин Дмитрий Юрьевич (сотрудничество в 1993-1997гг.). Такой же, как и я сам, независимый исследователь по проблематике моделирования интеллектуальной деятельности. Ограничился исключительно теоретическими исследованиями. Оказал огромное влияние на мое мировоззрение. Именно от него я впервые услышал слова: топос, топосология, теория топосов. Предпочитал классический академический подход в своих исследованиях. На стыке доброго десятка дисциплин создавал фундаментальный труд в сфере интеллектуальной проблематики. По теоретическому осмыслению и энциклопедическому объему информации превосходил меня, так как меня больше интересовал прикладной характер моей работы. Фактически, с ним вдвоем мы представляли собой ядро общественной научной лаборатории. Дмитрий проявлял также большую организационную активность, без которой вряд ли удалось бы провести хотя бы одно заседание-обсуждение темы искусственного интеллекта. Огромная удача для меня, что я с ним познакомился.
- Быков Юрий Николаевич (сотрудничество в 1994-1997гг.). Генеральный директор АОЗТ "ЭЙЛИ" и "ЭЛАНТ". Талантливый программист. Взял меня в свою фирму директором по научной работе. Именно в его фирме я на практике апробировал теоретические положения своей диссертационной работы, а также руководил созданием на ее основе своих первых коммерческих программных продуктов ("Аналитик" и "Бизнес-Прогноз"). Сейчас Юрий Николаевич за границей. Обучается в аспирантуре.
- Николаев Владимир Иванович (сотрудничество в 1994г.). Доктор технических наук. Профессор. Заведующий кафедрой системотехники и ЭВМ. Организовывал с моим участием заседания научной секции системных исследований в Ленинградском Доме Ученых (ЛДУ).
- Анкудинов Георгий Иванович (сотрудничество в 1994-1997гг.). Доктор технических наук. Профессор. Кафедра системотехники и ЭВМ. Организовывал с моим участием заседания научной секции системных исследований в Ленинградском Доме Ученых (ЛДУ).
- Васильев Александр Николаевич (сотрудничество в 1994-1995гг.). Кандидат физико-математических наук. Доцент. Кафедра математики СПбГТУ. Я с ним сотрудничал в рамках деятельности Российского Отделения Ассоциации Всемирного Образования.
- Тархов Дмитрий Альбертович (сотрудничество в 1994-1996гг.). Кандидат физико-математических наук. Доцент. Кафедра математики СПбГТУ. До сих пор работает на Отраслевом Факультете СПбГТУ (это образовательная база холдинга "Ленинец"). Я с ним сотрудничал в рамках деятельности Фонда "Человек Будущего" (1994-1996гг.) и Общественного "Университета Прикладных Социотехнологий" (1995-1996гг.). В 1999 году у нас была еще одна попытка совместной деятельности, потерпевшая фиаско - поэтому я об этом сейчас и говорю. Я тогда занимался маркетинговыми исследованиями - искал маркетинговый фокус для продвижения Партнерской Системы ЗОРАН. Дмитрий Альбертович порекомендовал обратиться к руководству одного из Вузов с предложением о сотрудничестве. Я, конечно же, обратился. Руководству того Вуза моя разработка "очень понравилась". И здесь! Ловите момент! Как можно издевательски "отмазаться" от человека, предлагающего сотрудничество?! Да очень просто! Оценить это сотрудничество в смехотворную сумму. Ее-то и предложить! То есть предложить поработать БЕСПЛАТНО! И это в нашем-то мире, основанном на деньгах! Вот мне и предложили: БЕСПЛАТНО оснастить Партнерской Системой ЗОРАН два компьютерных класса(!?) - фирма Microsoft ведь делает так!, БЕСПЛАТНО разработать АВТОРСКУЮ образовательную программу по работе с Партнерской Системой ЗОРАН - Вы ведь хотите развиваться дальше... БЕСПЛАТНО (за четверть ставки ассистента, что составляло тогда 75! рублей! в месяц! - но ведь у Вас нет даже кандидатской степени!) вести занятия по разработанной программе со студентами - тогда и об ученой степени можно подумать. И все это было "на полном серьезе" предложено директору фирмы "Мегасофт", владельцу исключительных авторских прав на интеллектуальную собственность - Партнерскую Систему ЗОРАН, уже внедренную в Торгово-Экономическом Институте. И естественно, за мой закономерный отказ меня посчитали ну просто неблагодарной свиньей. И на этом всякое дальнейшее сотрудничество прекратилось! А на "обхаживание" этого Вуза я потратил 2 месяца драгоценного времени, которое мне никто не компенсировал. Словом, маркетинговые исследования - работа крайне тяжелая, нервная и опасная.
Думаете, что только что описанная ситуация - это уже слишком? Отнюдь нет! Пример "попытки сотрудничества", упомянутый выше, - это отнюдь не пример предела беспредела (извините за тавтологию). В лаборатории информатики одного из колледжей с длинным названием (я его просто давно уже забыл, а находится он чуть ли не на территории Александро-Невской Лавры) в 1995 году мне предложили не только оснастить компьютерный класс интеллектуальной прогнозирующей системой "Бизнес-Прогноз", сняв с нее всякую защиту от несанкционированного копирования, но и отдать все исходные тексты программы "чтобы поиграться". И безо всяких гарантий! А в противном случае, мол, мы даже не можем приступить к рассмотрению вопроса о том, стоит ли нам начинать сотрудничество, или нет. И это деловое предложение к директору по научной работе фирмы "Элант"! А в одной из городских школ меня спросили: "Сколько Вы нам заплатите денег за то, что мы будем работать с Вашей компьютерной программой?". А еще в одном образовательном учреждении меня попросили за просто так поделиться авторскими правами. И так много раз по многу раз!
Так что подобного рода "выгодных" предложений ко мне типа БЕСПЛАТНО поработать поступало предостаточно. Некоторые из них описаны в моем резюме (почитайте, не поленитесь!). Вот так вот на корню и душится всякая инициатива, которая, как известно, наказуема. И именно поэтому я, бывает, проявляю жесткую реакцию. Но я совсем никого не хочу обижать. Просто предлагаю относиться друг к другу с уважением.
А вообще, я рекомендую Вам при получении подобных предложений, в свою очередь, предложить автору такого предложения самому БЕСПЛАТНО поработать, или, что еще лучше, дать Вам много денег в качестве спонсорской помощи. Вы увидите, как он сразу же оскорбится.
- Васильев Сергей Анатольевич (сотрудничество в 1993-1998гг.). Вместе учились в институте. Я с ним сотрудничал в рамках деятельности Неформальной Группы "МИР" (Модель Идеального Развития, 1993-1994гг.), Фонда "Человек Будущего" (1994-1997гг.), Общественного "Университета Прикладных Социотехнологий" (1995-1997гг.), Общественного Союза "Корпорация Звездный Путь" (1996-1998гг.), которому Сергей в 1997-1998гг. оказал большую техническую поддержку.
- Мальский Игорь Степанович (сотрудничество в 1995-1996гг.). Профессиональный журналист. Редактор отдела науки журнала "Санкт-Петербургский Университет". ЕДИНСТВЕННЫЙ журналист, проявивший ко мне живое участие. Во втором номере упомянутого журнала от 25 января 1996 года опубликовал большую статью обо мне и о моем творчестве: "'Звездный Путь': нужна ли алгебре гармония" в рубрике "НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ". Остальных журналистов будто бы и в природе не было. Куда я только не обращался. Около сотни объявлений дал в газеты о том, что ищу журналистов для вполне определенного сотрудничества. И хоть бы один откликнулся!
- Кислицин Андрей Вячеславович (сотрудничество в 1997-1998гг.). В те годы - студент ЛЭТИ. Оказал большую информационную поддержку Общественному Союзу "Корпорация Звездный Путь".
- Владимиров Михаил Владимирович (сотрудничество в 1995-1996гг.) . Творческий человек. По образованию - биолог. По зову души - поэт, причем весьма талантливый. Оказал большую техническую поддержку Общественному "Университету Прикладных Социотехногий".
- Нарымский Евгений Эрнстович (сотрудничество в 1995-1997гг.). В основном занимался поиском новых контактов. Вполне успешно.
Ну, вот и все главные действующие лица. Были и другие. Кто-то оказал незначительную эпизодическую поддержку. А кто-то и навредил. Судить я никого не собираюсь - просто постарался быть предельно объективным.
- Все те сотрудники Санкт-Петербургского государственного Торгово-Экономического Института (СПбТЭИ), которые в 1998 году заинтересовались Партнерской Системой ЗОРАН, в 1999 году внедрили ее в образовательный процесс СПбТЭИ (для студентов дневной формы обучения) и в 1999-2002гг. занимались ее апробацией. СПбТЭИ - вообще ЕДИНСТВЕННЫЙ вуз в России (а я обращался с предложениями во ВСЕ! вузы страны), который заинтересовался Партнерской Системой ЗОРАН и предложил условия ее внедрения, справедливые для обеих сторон. А его сотрудники, сами того не подозревая, помогают мне отвечать на еще один каверзный вопрос (да когда же они закончатся, наконец?!): "А сколько лет Вы вращаетесь в академических кругах?". Насчет "академических кругов" - не знаю, но с учеными (докторами наук, кандидатами, профессорами, доцентами, заведующими кафедрами, деканами факультетов и др.) я непрерывно контактирую с 1987 года по сегодняшний день.
Итак, перед Вами люди, оказавшие мне своевременную и потому неоценимую поддержку в трудное для меня время:
- Гуляев Виталий Андреевич. Ректор СПбТЭИ. Именно он своим волевым решением обеспечил возможность внедрения в образовательный процесс Партнерской Системы ЗОРАН. Именно он подписал договор о совместной деятельности с фирмой "Мегасофт", которая занималась продвижением упомянутой интеллектуальной системы.
- Батуро Александр Михайлович. Проректор СПбТЭИ по научной работе. Без его участия не было бы никакого внедрения Партнерской Системы ЗОРАН.
- Афанасьев Вячеслав Иванович. Декан УЭФ СПбТЭИ. Именно на его факультете все и происходило.
- Хахаев Иван Анатольевич. Заведующий кафедрой информатики СПбТЭИ. Директор ИВЦ СПбТЭИ. Именно на его кафедре все и происходило. Написал методические указания по работе с Партнерской Системой ЗОРАН. Без него вообще бы ничего не было!
- Волков Александр Георгиевич. Руководитель факультета переподготовки. Принимал живое участие во всем происходящем.
- Мошенский Станислав Александрович. Доцент кафедры информатики СПбТЭИ. Учил студентов работе с Партнерской Системой ЗОРАН. Без его участия процесс внедрения значительно замедлился бы.
- Турченюк Татьяна Ивановна. Преподаватель кафедры информатики СПбТЭИ. Аспирант. Под моим руководством написала ограниченную рабочую интернет-версию Партнерской Системы ЗОРАН.
Я не упомянул здесь еще многих других действующих лиц: аспирантов, ассистентов, секретарей и др., которые не занимались процессом внедрения Партнерской Системы ЗОРАН напрямую.
- Все те, кто, тем или иным образом в 1998-2002гг. имели отношение к фирме "Мегасофт", главным направлением деятельности которой в указанное время было проведение маркетинговых исследований по различным возможностям продвижения Партнерской Системы ЗОРАН. В результате этих исследований был сделан бесспорный вывод о том, что Партнерская Система ЗОРАН - эксклюзивный продукт элитарного класса, предназначенный для оказания широкого спектра эксклюзивных консалтинговых услуг ограниченному кругу клиентов (по крайней мере - в России). И надо не продавать эту интеллектуальную прогнозирующую систему, а оказывать дорогие консалтинговые услуги на ее основе. Чем я в настоящее время и занимаюсь.
Итак, вот имена всех упомянутых мною лиц:
- Сычев Алексей Григорьевич (сотрудничество в 1998г.). Частный консультант по маркетингу. Капитан в отставке. Военный разведчик. Кандидат на должность директора по маркетингу фирмы "Мегасофт". Делился со мной очень специфической и крайне важной информацией по обеспечению секретности и безопасности, а также по возможным путям продвижения нового продукта.
- Кузнецов Илья Сергеевич (сотрудничество в 1998г.). Профессиональный юрист. Оказал неоценимую помощь при регистрации фирмы "Мегасофт". Уехал на ПМЖ в Данию.
- Сечин Андрей Валентинович (сотрудничество в 1998г.). Полковник в отставке. Первый директор по маркетингу фирмы "Мегасофт". Сделал первые важные шаги по продвижению Партнерской Системы ЗОРАН.
- Копылова Александра Михайловна (сотрудничество в 1998-1999гг.). Юрист фирмы "Мегасофт". Дала мне несколько важных жизненных уроков.
- Торбина Тамара Васильевна (сотрудничество в 1998-1999гг.). Главный бухгалтер фирмы "Мегасофт". Сделала первые важные шаги по организации делопроизводства фирмы.
- Болотский Владимир Евгеньевич (сотрудничество в 1999г.). Капитан первого ранга в отставке. Директор по маркетингу фирмы "Мегасофт". Занимался direct-маркетингом.
- Васильев Сергей Анатольевич (сотрудничество в 1998-2001гг.). Оказал поддержку при регистрации фирмы "Мегасофт". Заместитель директора фирмы "Мегасофт". Дал мне несколько важных жизненных уроков.
- Жмак Ирина Юрьевна (проводила платежки в 1998-2001гг.). Операционист банка "Таврический". Другого такого классного банковского работника я просто не встречал.
- Андрощук Татьяна Анатольевна (сотрудничество в 1999-2002гг.). Главный бухгалтер фирмы "Мегасофт". Взяла на себя часть тяжелых обязанностей по составлению и сдаче отчетности. Дала мне несколько важных жизненных уроков.
- Емчицкая Алена Николаевна (сдавал ей отчеты в 1999-2002гг.). Налоговый инспектор отдела подоходного налога Центрального района г. Санкт-Петербурга. Горя я с ней не знал все эти годы.
- Азарченко Людмила Михайловна (сдавал ей отчеты в 1998-2002гг.). Налоговый инспектор Центрального района г. Санкт-Петербурга. Вообще самый лучший в мире налоговый инспектор.
Как обычно, я не упомянул всех тех, чье появление носило эпизодический характер.
- Все те, кто сотрудничал со мной в 1987-1993гг., когда я занимался созданием и апробацией образовательной системы ''Звездный Путь''. Опять же, их очень, очень много. Перечислять всех здесь я не стану - все-таки, мой сайт посвящен, в первую очередь, проблематике искуственного интеллекта, а не вопросам образования. Отмечу только, что решающую роль сыграл Иванов Анатолий Васильевич, начальник отдела АСУП с ИВЦ (ПТО ПЭВМ) ЛПТО (ГПП) ''Печатный Двор''. Без его поддержки многие вопросы было бы трудно, а зачастую и невозможно решить.
- И есть еще один замечательный человек. Я не стану называть его имени; упомяну только, что в 2002 году он создал персонально для меня рабочее место и организовал его финансирование.
- Наконец, моя мама, Кон Галина Петровна, которая в течение долгих лет терпела мои творческие выкрутасы.
Таким образом, Партнерская Система ЗОРАН создавалась отнюдь не на пустом месте. В ее основу положена современная научная база, включая опору на серьезные научные школы и традиции. И есть десятки людей, которые, тем или иным образом, прикоснулись к созданию этой интеллектуальной системы.
P. S. Не стоит также забывать, что для поиска соответствующей информации в других источниках Вы всегда можете воспользоваться поисковыми формами с запросами ''концепция искусcтвенной личности'', ''концепция искусственного разума'', ''концепция искусственного интеллекта'', ''эксклюзивные консалтинговые услуги'' и др., размещенными на главной странице моего сайта.